«Tekken 6 на PC скачать бесплатно» – это один из самых популярных поисковых запросов в российском интернете. Фраза настолько абсурдна, насколько и показательна. Наши соотечественники, даже те из них, кто не очень хорошо разбираются в видеоиграх, любят Tekken. Этот файтинг завоевал популярность во второй половине девяностых годов, когда в стране в геометрической прогрессии стало увеличиваться количество бэушных японских игровых автоматов. Огромные, потрепанные, зазывающие громкой музыкой игровые коробки встречались (да и сейчас встречаются) в совковских домах культуры, в кинотеатрах, на вокзалах и аэропортах. Самым популярным среди них был аркадный монстр Tekken 2. Вокруг него всегда собиралась толпы школьников, которые, даже если никто не играл, могли часами тусоваться вокруг ящика и с удовольствием обсуждать как Кинг одним захватом порвал на железные куски Джек-Два, как Йошимитсу насквозь протыкает своих противников по-джедайски зеленым мечем, и почему Хейхати дерется с какими-то «табуретками» на ногах. Каждая схватка проходила под пристальным вниманием собиравшейся вокруг молодежи, а каждая победа сопровождалась довольным гулом зрителей.
Но это было начало. Настоящий культ Tekken'a сформировался с выходом третьей части сериала на домашней консоли Playstation. Люди при покупке «серого кардинала» обязательно спрашивали у продавца три вещи: «Теккен», второй джойстик, что бы играть в «Теккен» и «Дайте еще что-нибудь для ребенка. У вас есть Соник или Марио?» Ни дать ни взять - лучшая игра на самой демократичной приставке!
Именно Tekken 3 был принят за отправную точку при разработке следующих игр серии: Tekken Tag Tournament (PS2), Tekken 5 (PS2) и Tekken 5: Dark Ressurection (PSP, PS3), которые так же на «ура» были приняты поклонниками сериала. Однако, справедливости ради, стоит сказать, что однажды была предпринята попытка изменить эталонную игровую механику. Tekken 4, со своими невразумительными экспериментами с интерактивностью арен, запомнился скромными оценками прессы, невысокими продажами и знаменитым резюмирующим «куском дерьма» со слов Томонобу Итагаки. Шестая часть «Железного кулака» должна была подвести итог работы Namco за последнее десятилетие, впитать в себя лучшие идеи, традиции, показать превосходство Теккен'а над другими файтингами. Забегая вперед, скажу, что превосходство сие выражено отнюдь не в качественных показателях.
Теккен всегда был гораздо более дружелюбен к новичкам, нежели его конкуренты. Простая и понятная даже ребенку система управления очень нравится неопытным игрокам и баттонмэшерам. Даже если вы впервые взяли джойстик в руки, то незамысловатые комбинации, типа «вперед», «вперед», «любая кнопка» за непродолжительное время позволят вам с легкостью нащупать определенный набор спецприемов и связок, не обращаясь при этом к режиму тренировок. А новичок, умеющий комбинировать - уже не новичок, а молодой воин. Такая простота и ненавязчивость особенно ценна при проведении домашних вечеринок «в стиле Playstation»: В «Теккен» очень просто играть и получать удовольствие. Но за очевидной простотой освоения кроется весьма ветвистая, насчитывающая множество нюансов боевая система. На изучение сверхсложных комбинаций, захватов, приемов ухода от захватов можно потратить годы, которые, к слову, в Tekken 6 помогут скоротать несколько интересных игровых режимов. Классический аркадный режим представляет собой битву против ряда случайных противников, венчает которую схватка с колоссальным по своим размерам финальным боссом. «Битва с призраками» отличается от аркады лишь тем фактом, что не заканчивается на финальном боссе и перед каждой схваткой вам предоставят на выбор одного из трех соперников, предварительно сообщив его ранг. Для любителей командного боя предусмотрен вариант битвы группами до восьми человек в каждой. Ну и обязательный режим тренировки, разумеется, никуда не делся.
А вот режим сюжетной компании в очередной раз не удался. Представляя собой весьма невразумительную тягомотину, сдобренную неудобным управлением и долгими диалогами, окажется интересным только для человека, которого по тем или иным причинам заперли в комнате с приставкой и полностью лишили альтернативного досуга.
За каждую схватку вы получаете определенное количество очков. Потратить которые можно во внутриигровом магазине, в котором сокрыто гигантское количество контента, позволяющего менять внешность вашего любимого персонажа.
Кроме того, игра дотошно подсчитывает статистику ваших боев, и в зависимости от соотношения удачных поединков к провальным присваивает вам определенный ранг. Система ранжирования аналогична той, что мы видели в Virtua Fighter 4. Начиная с девятого «Кю» по первый, затем с первого «Дана» и по четвертый, а после вам присваивается вам одно из званий, которого вы оказались достойны: Mentor, Master, Brawler, Marauder, Berserker, Warrior, Avenger, Vindicator, Vanquisher, Destroyer и др. Все это скучно и бесполезно, но только если вы не играете в онлайне. Главная мотивация игры в Tekken 6 уже не в том, что бы пройти игру столько раз, сколько нужно, чтобы открыть всех скрытых персонажей, а в том, чтобы в один прекрасный день начать игру зеленым новичком, а через некоторое время весьма зрелым Destroyer'ом потеснить на онлайн-пьедестале королей виртуального мордобоя. А если при этом вам удалось придать своему персонажу достаточно свежий, легко узнаваемый вид, используя внутриигровой контент, то это только добавит удовольствия от игрового процесса.
Но вот беда! Оказывается, необязательно быть самым искустным, что бы гарантированно побеждать в каждой схватке. Игровой баланс «Железного кулака» трещит по швам при первом пристальном взгляде на него. Связки из продолжительных джагглов (комбинации, когда один игрок буквально жонглирует другим, поднимая его вверх постоянными ударами) способны наносить урон куда более чем в половину жизненной полоски. И кто бы что ни говорил, про то, откуда у кого растут руки, могу объективно заявить, что в этой игре одни персонажи априори сильнее других. Особняком среди таких живчиков видится мне милая девочка-робот по имени Алиса. Этот новичок сериала не испытывает никакой робости перед старожилами, когда размахивает острейшими лезвиями вмонтированными в ее руки. Йошимитсу с его полетами на собственной зеленой сабле выглядит закоренелым троечником летной академии имени Жуковского на фоне этой резвой малышки. Девочка оснащена реактивными двигателями в области лопаток, которые дают ей определенное преимущество при перемещении из точки А в точку В.
Но Алиса и ей подобные это только половина проблемы. Еще в пятой части игровая общественность задавалась вопросом: почему новые персонажи так сильно похожи на… старых? Зачем нам сорок с гаком играбельных персон, если половина из них использует приемы ветеранов Tekken 3? Еще с беззаботных школьных времен помню, что у одного из самых оригинальных персонажей – воина с хвостом, в нелепой тигриной маске по имени Кинг был такой прием: когда тот падал на землю, то при определенном нажатии кнопок мог нанести контр прием – прыжок тигра - вытягиваясь в струнку в считанные мгновения прыгал на своего обидчика. Так что? Теперь, по меньшей мере, десяток героев Tekken 6 использует тот же прием. Что там, в Намко, у всех фантазия закончилась что ли? Или менеджмент компании ставит эксперименты, опираясь на наследия командной экономики образца славного советского прошлого? Слава героям пятилетки, даешь две сотни персонажей в Tekken 7!
Конечно, чем больше выбор, тем лучше – с этим не поспоришь. Но ответьте мне на один вопрос: вам какой «Мортал Комбат» больше нравится? Монолитный, складно скроенный, во многом новаторский по меркам своего времени Mortal Kombat 3 или Ultimate с его бесконечными однообразными ниндзя-мальчиками и ниндзя-девочками? С бесконечными комбинациями, однообразной анимацией, гнилой боевой системой и нелепыми глюками. Для меня ответ очевиден.
На аналогиях с произведением Эда Буна не остановлюсь. Два с лишним года назад в статье «Виртуальная схватка: Virtua Fighter 5 vs. Tekken 6» мы попытались сравнить два выдающихся файтинга, в целом нарисовав не самую радужную картину. К моему личному удивлению, я сам не предполагал насколько близко к действительности оказался наш взгляд в будущее. Даже если взять такой исключительно объективный параметр как графика, невооруженным взглядом видно, что Tekken 6 уступает VF5. Модели героев выглядят устаревшими, и даже безупречной анимации не под силу скрыть недостаток полигонов. Как будто это Tekken 6 появился на приставках на полтора года раньше, а не наоборот.
Есть в игре интересные арены, некоторые из них многоуровневые. Но ни одна из них не вызывает подобного восторга, который испытываешь, когда плывешь по реке на огромном плоту, или ведешь бой на фоне красивых водопадов в VF5. Более того, Tekken 6 не выглядит фаворитом даже на фоне Dead or Alive 4. Будь хоть трижды проклята технология обсчитывания движения отдельных прядей волос и пошатывания грудей ее персонажей, DOA4 выглядит интереснее, чем T6. Даже не смотря на то, что детище Томонобу Итагаки недавно стукнуло 4 года.
Какой же вывод? Несмотря на общее отставание от конкурентов Tekken 6 остается хорошим файтингом, который достоин внимания поклонников жанра. Но если в Namco не сменят курс в дальнейшем развитии сериала, то гипотетический Tekken 7 вряд ли удостоится оценки выше той, за которую из приличных университетов могут и отчислить.